Вы здесь

История становления органов юстиции в Чувашской Республике

 

Органы юстиции в первые годы советской власти

7 ноября 1917 года - после Великой Октябрьской революции - Министерство юстиции Российской империи было упразднено Декретом Совета народных комиссаров. Но уже 8 ноября был создан Народный комиссариат Юстиции РСФСР. На него возложили руководство судебными, следственными и нотариальными органами, учреждениями обвинения и защиты, их организацию, инструктирование и наблюдение за их деятельностью. НКЮ осуществлял высший судебный контроль, наблюдал за проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства, ведал управлением местами лишения свободы, редактировал законопроекты, занимался кодификацией декретов и постановлений, опубликовал и разъяснял законы.

 

В первые месяцы советской власти функции юридического управления на местах, в том числе и в Казанской губернии, в состав которой до 1925 года входила Чувашия, исполнял отдел губисиполкома. Кроме того, в Чувашии при исполкомах уездных Советов в 1918 году были образованы Ядринское, Цивильское и Чебоксарское уездные бюро юстиции. Тогда же стали действовать судебно-следственные комиссии, которые рассматривали факты хищения социалистической собственности и нарушения социалистической законности. Стиль работы того времени виден в одном из докладов заведующего отделом юстиции на Президиуме Исполкома. «Работа отдела и находящихся в его ведение учреждений, свидетельствует о полном отсутствии твердых руководящих начал и позорном развале. Работа Трибунала и Народных судов должна протекать в соответствии с коммунистическими началами жизни и законодательством, быстрым революционным темпом, выявляя для врагов Советской Республики в своих приговорах и решениях всю мощь карающей руки пролетариата. Работа следственных комиссий по самому смыслу их учреждения должна быть молниеносно быстрой. Все ответственные работники должны давать максимум возможного».

 

Как и в других губерниях в Чувашии катастрофически не хватало подготовленных кадров. В связи с этим с 1 октября 1919г. Отдел юстиции организовал трехнедельные курсы для подготовки народных судей в уездах, где «наблюдается недостаток людей, могущих на службе по судебному ведомству проводить в жизнь предначертания Рабоче-Крестьянского правительства».

 

Бюро юстиции просуществовали в Чувашии до 1922 года.

У истоков органов юстиции нашей республики в 1920 году стояли Нехотяев, Кузьмин (Михаил Сеспель), Эдельман, Смеловская. В 1921 году отделом юстиции заведовали Петр Алексеев и Карпов.

 

24 июня 1920 года было принято постановление ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) и СНК (Совета Народных Комиссаров) РСФСР «Об образовании Автономной Чувашской Области». Для руководства новой административной единицей Оргбюро ЦК РКП (б) (Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии большевиков) учредило временный советский орган – Революционный Комитет, при котором были созданы отраслевые отделы управления, в том числе Отдел юстиции.

 

В функции отдела входили надзор за соблюдением законов и судопроизводство. На тот период в его ведении состояло 27 участковых народных судов, 12 участков народных следователей, Областной Совет народных судей, образованный в 1920 году, 4 уездных Бюро юстиции. Сам же Областной Отдел юстиции представлял собой несколько подотделов: общий, судебно-следственный и карательный, в которых работало 14 человек. С 1 января 1922 года в Отделе юстиции произошла реорганизация. В результате в состав отдела дополнительно вошли следующие подотделы: общий, обще-консультационный, судебно-следственный, исправительно-трудовой, судоустройства и судебного контроля.

 

Взаимодействие судов и органов юстиции строилось весьма своеобразно. Время диктовало новые условия: суды подчинялись органам юстиции, которые непосредственно упраздняли или образовывали суды, издавали для них обязательные к исполнению распоряжения и т.д. Только после Гражданской войны суды стали обособляться от новых органов юстиции. 1 августа 1922 года в ходе судебной реформы Областной Отдел юстиции с его местными органами – уездными Бюро юстиции - был упразднен. В связи с этим часть функций перешла в Областной Совет народный судей и созданную Областную Прокуратуру. В начале 1923 года Областной Совет народный судей был ликвидирован.

 

Орган юстиции – Народный Комиссариат юстиции - был вновь создан в Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике 30 июля 1925 года на основании постановления Президиума ВЦИКа от 15 июня 1925 года. 27 ноября 1925 года было подписано Положение о Народных Комиссариатах Автономной Чувашской Советской Социалистической Республики. В нем было отмечено, что при ЦИКе (Центральном Исполнительном Комитете) ЧАССР в качестве его исполнительных органов действуют 11 комиссариатов, в их числе Народный Комиссариат Юстиции (НКЮ). Вследствие этого Прокуратура ЧАССР была преобразована в Наркомат юстиции ЧАССР. Возглавил орган «правосудия» Филипп Степанов.

 

На Наркомат юстиции возлагались следующие функции: общее руководство, организация, ревизия всех действующих на территории республики судебно-следственных учреждений, в том числе Прокуратуры и Главного суда. В обязанности Наркомата также входили наблюдение за законностью действий всех органов власти, контроль за деятельностью коллегии защитников и организация юридической помощи населению, надзор за правильным функционированием мест лишения свободы и исправительно-трудовых учреждений и др. Всего в НКЮ работало 44 человека, включая кучера, конюха, сторожа и уборщицу.

   

Структура НКЮ ЧАССР 1925 года выглядела так:

- общий отдел управления делами (7 человек);

- финансово-хозяйственный отдел (12);

- отдел судоустройства (1);

- общая часть (2);

- секретная часть (1);

- информационно-издательская часть (2);

- ревизионно-инструкторская часть (1);

- статистическая часть (1);

- следователь по особо важным делам (1);

- прокурорский надзор (2);

- помощники прокурора при Главном суде (4);

- общая часть прокурорского надзора (5).

 

Из справок того времени видно, что по национальному составу юстицию представляло 60% чувашей, 24% русских. 54% были партийные, 4% - члены ВЛКСМ, 41% - беспартийные. По социальному происхождению – 79,4% из крестьян, 4% - рабочие. Поэтому неудивительно, что в своем выступлении на III Всероссийском совещании народных комиссаров РСФСР и автономных республик в 1927 году народный комиссар юстиции ЧАССР А.Лбов отметил, что «ощущается страшный недостаток подготовленных работников. Юридические курсы, организованные в Казани, не дают должной подготовки. Нужно открытие правового факультета в Казанском университете».

 

Выпуск правового сборника

В октябре 1925 года Чувашский ЦИК стал выпускать «Бюллетень узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики и важнейших декретов и постановлений Правительства СССР и РСФСР». Чуть позже Бюллетень был переименован в Сборник. Сначала сборник выходил через месяц или два, по мере накопления законодательных материалов, имеющих значение для широкой массы населения. В журнале публиковались акты Правительства ЧАССР и РСФСР, причем как на русском, так и на чувашском языках. Тираж сборника был около полторы тысячи экземпляров. Журнал рассылался по всем сельсоветам, райисполкомам, республиканским учреждениям и соседним автономным областям и губерниям. Редакция издания считала, что «он необходим и удобен в пользовании и в значительной степени содействует продвижению советских законов в низовые органы Советской власти».

 

С 1928 года изданием сборника стал заниматься непосредственно НКЮ ЧАССР. С 1 ноября 1929 года он стал выходить отдельными листами-оттисками через каждые 5 дней по 8 страниц, как приложение к газете «Канаш», тираж которой достигал 13 тысяч.

 

Работа отдела юстиции ЧАССР в 1926-1927 годах

В 1926 году в Чебоксарах состоялся IV съезд работников юстиции ЧАССР. Перед собравшимися выступил народный комиссар юстиции Чувашии А.П.Лбов. В своем докладе он отметил, что «деятельность по укреплению и внедрению революционной законности главной своей тяжестью ложится на работников юстиции». В выступлении комиссар затронул работу Прокуратуры, которая подвергает юридической экспертизе постановления и распоряжения местных властей, выявляя те, что идут в разрез основным законам РСФСР. В 1926 году прокурорские сотрудники опротестовали 110 правовых актов, а за 6 месяцев 1927 года – 1 263. По словам Лбова, увеличивается поступление дел и в народных судах. Если в 1923 году по всем участкам нарсудов поступило 15 702 дела (гражданские и уголовные), то в 1926 году -уже 31 389. Больше всего уголовные дела возбуждаются за самогоноварение и убийства, совершенные в алкогольном опьянении. Растет количество гражданских дел, что указывает на то, что население начинает чаще обращаться в суд для защиты своих прав.

 

Во время выступления Лбов коснулся и волокиты судебных органов. Он призывал, чтобы большинство дел рассматривалось в самом ускоренном темпе. «Если сравнить нашу работу с судами Московской губернии, то у них 50% дел рассматривается за неделю максимум за две, тогда как у нас в среднем дела рассматриваются полтора-два месяца», - говорил он.

 

Упомянул народный комиссар юстиции и недочеты в деятельности судебных исполнителей, довершающих работу судов. По его словам, решения производятся в исполнение очень медленно: годами, в лучшем случае месяцами. Население страшно ропщет на действия исполнителей, а, следовательно, недовольны судом. Такой подход всю работу судов сводит насмарку.

 

Лбов также привел данные нарсудов. Так, в 1927 году в Чувашии I место занимают преступления против жизни, здоровья и личности – 46,3%, II место – преступления против порядка управления – 31,6%, III место – имущественные - 15,7% и должностные – 3,8% преступления. За полгода 1927 года по всем направлениям привлечено 5 948 подсудимых. Из них оправдано 1 699, осуждено 4 249. Применялись следующие меры наказания: имущественное взыскание, лишение свободы до 6 месяцев, принудительные работы. Четверо получили от 5 до 10 лет лишения свободы. Троих приговорили к высшей мере наказания.

 

Наркомат юстиции ЧАССР в 30-40-ые годы

В 30-е годы в подчинении НКЮ ЧАССР находились Прокуратура, все судебные органы республики наряду с Главным судом, органы дознания и следствия, нотариальные конторы, коллегия защитников, исправительно-трудовые колонии.

 

В 1936 году народный комиссар юстиции и прокурор ЧАССР Андрей Кузьмич Назаров писал: «В ЧАССР Народного Комиссариата Юстиции как такового не существует. Необходимо приступить к организации НКЮ, как совершенно самостоятельного Наркомата – отдельно от Прокуратуры и Главного суда». В подтверждение его слов в 1937 году в связи с принятием новой Конституции РСФСР от Наркомата юстиции ЧАССР отделились Прокуратура и Главный суд ЧАССР. На этот период в штате НКЮ числилось 45 человек. Среди них были консультанты по производственно-товарищеским и сельским общественным судам, по нотариату, по заочному образованию, заведующий секретным делопроизводством - шифровальщик.

 

В 1936 году перед НКЮ ЧАССР встал вопрос с размещением будущего НКЮ. На тот момент Главный суд и Прокуратура ЧАССР располагались в одном здании. Было принято решение перевести Прокуратуру в бывшее здание Госбанка, а НКЮ и Главный суд разместить в одном здании, т.к. эти учреждения наиболее близко соприкасаются в своей практической работе. В 1937 году НКЮ занялся переустройством 2 этажа здания и надстройкой 3 этажа.

 

Наркомат юстиции ЧАССР в годы Великой Отечественной войны

Наркомат юстиции наравне с судами и нотариальными конторами продолжали действовать и в годы Великой Отечественной войны. Правда, за это время несколько судов республики были ликвидированы в связи сокращением поступления как гражданских, так и уголовных дел. На фронт ушло немало специалистов. Поредели ряды судебных исполнителей, народных судей, нотариусов, адвокатов, членов Верховного суда. Место убывших мужчин занимали женщины. В архиве хранится приказ, подписанный народным комиссаром юстиции ЧАССР А. Красновым в канун 8 марта 1942г., где говорится: «Немало женщин, работающих в системе Народного комиссариата юстиции, показали лучшие образцы работы. Так, нотариус Сергеева, адвокат Гаврилова и Волостнова, статистик Земскова, нотариус Андриевская выдвинуты на должность народных судей. Они добросовестно выполняют свои обязанности по осуществлению социалистического правосудия в военное время». Краснов руководил НКЮ с 1942-1945 годы.

 

Несмотря на военное время, по-прежнему исполняли свои обязанности коллегия адвокатов и юридические консультации. Так, в 1942 году только Ибресинская юридическая консультация организовала 4 пункта, где систематически оказывалась бесплатная правовая помощь населению. За два месяца там приняли 320 человек, преимущественно военнослужащих и членов их семей. Юридическая помощь оказывалась не только в специальных консультационных пунктах, но и в госпиталях.

 

В целях укрепления кадров за последние два года войны 42 работника органов юстиции Чувашии: судьи, адвокаты, судебные секретари, специалисты Наркомата юстиции были откомандированы в освобожденные от фашистских захватчиков области.

 

Наркомат юстиции ЧАССР в послевоенные годы

Сразу после войны во главе НКЮ ЧАССР встал М.А. Алексеев, который пробыл на этом посту до 1957 года. При нем стало уделяться повышенное внимание качеству подбора кадров. Специалисты непригодные к работе в области юстиции отсеивались. От работников стали требовать обязательное юридическое образование. Те, у кого не было соответствующего диплома, были вынуждены пойти на заочное обучение. Причем руководство наркомата вело строгий контроль над выполнением их учебного плана.

 

С 26 марта 1946 года на основании закона «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Совета Народных Комиссаров союзных и автономных республик» Совет Народных Комиссаров ЧАССР был преобразован в Совет Министров ЧАССР, а Народные Комиссариаты – в министерства. В связи с этим Наркомат юстиции ЧАССР стал именоваться Министерством юстиции ЧАССР.

 

В начале 50-х годов в Министерстве юстиции ЧАССР работал 21 специалист. В судах работало 354 судьи, в нотариальных конторах – 21 нотариус. В те годы Минюст проводил множество мероприятий по линии уголовно-исполнительной системы: укреплял охрану заключенных, улучшал конвойно-караульную службу и военизированную охрану, уделял внимание жилищно-бытовым и санитарным условиям осужденных и культурно-воспитательной работе среди заключенных, контролировал выполнение плана промышленного и сельскохозяйственного производства. Помимо того, министерство строго контролировало деятельность судов и нотариальных контор, уделяло много внимания проверке работы судебных исполнителей: анализировало их работу, рассматривало жалобы на волокиту в исполнении судебных решений.

 

21 января 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР, где говорилось, что с 28 января 1954 года на Министерство внутренних дел СССР возложены содержание, охрана и персональный учет всех осужденных, организация и проведение исправительно-трудовых работ, а также содержание воспитанников детских воспитательных колоний и приемников-распределителей. Постановление гласило: «В срок до 5 февраля 1954 года передать из Министерства юстиции СССР в Министерство внутренних дел СССР пенитенциарную систему».

 

В Центральном Государственном архиве ЧР сохранился акт приема-передачи отдела исправительно-трудовых колоний из ведения Минюста ЧАССР в ведение МВД ЧАССР. По документу следует, что в Чувашии на тот момент было 1 178 заключенных в трех учреждениях:

- лагерном отделение Ю-1, дислоцирующемся на 24 км Люльско-Сурской ветки;

- исправительно-трудовой колонии Ю-4 в г. Чебоксары;

- Козловском лагерном пункте №5 в пос. Козловка.

Кроме того, передавались и принимались:

- Алатырская городская инспекция исправитрудработ;

- Аликовская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Ибресинская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Канашская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Чебоксарская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Марпосадская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Порецкая межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Сундырская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Урмарская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Цивильская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Шумерлинская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Ядринская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Шемуршинская районная инспекция исправитрудработ;

- Комсомольская межрайонная инспекция исправитрудработ;

- Чебоксарский детский приемник-распределитель;

- Алатырский детский приемник-распределитель.

 

Упразднение Министерства юстиции ЧАССР в 1957 году

11 апреля 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Министерство юстиции ЧАССР было упразднено. Причина – упрощение структуры государственного аппарата. Все функции по организации работы народных судов и нотариальных контор и контролю за их деятельностью были переданы Верховному суду ЧАССР. До передачи дел и имущества, а также до утверждения новой штатной численности Верховного суда, его председатель привлекал аппарат бывшего Минюста к проверкам народных судов и нотариальных контор, к рассмотрению жалоб и заявлений и другим вопросам деятельности бывшего министерства.

 

Создание Министерства юстиции ЧАССР в 1970 году

Министерство юстиции ЧАССР вновь образовано через 13 лет в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 сентября 1970 года «Об образовании Министерств юстиции автономных республик и отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных советов депутатов трудящихся» и постановлением Президиума Верховного Совета ЧАССР от 26 ноября 1970 года. 9 марта 1973 года утверждено Положение о Министерстве юстиции ЧАССР. На должность министра был назначен Конон Пименович Белков.

 

Министерство подчинялось как Совету Министров ЧАССР, так и Минюсту РСФСР. В то время у органа юстиции были следующие направления деятельности:

- канцелярия;

- кодификационно-справочная работа;

- судебная статистика;

- участок по нотариату;

- участок по адвокатуре;

- участок по ЗАГСам;

- участок по правовой службе и правовой пропаганде;

- участок по кадрам;

- участок по рассмотрению жалоб;

- бухгалтерия;

- местный комитет.

С первых дней Минюст приступил к работе по повышению деловой квалификации судей. Проводились семинарские занятия на различные правовые темы, внедрялась производственная практика, к новым судьям прикреплялись опытные. Министерство контролировало работу судов по всем направлениям деятельности, в том числе состояние работы народных судов по перевоспитанию условно осужденных и передаче их коллективам трудящихся на перевоспитание и исправление. Специалисты Минюста занимались обобщением судебной практики, организовывали прием граждан, систематически изучали кассационную и надзорную практику. Особое внимание уделялось выявлению положительного опыта в работе судей и его последующего распространения. Подобные мероприятия также предусматривались в сфере нотариата, адвокатуры, ЗАГСов.

 

Одной из важнейших обязанностей органа юстиции в то время было улучшение пропаганды правовых знаний и правового воспитания трудящихся. Эта работа проводилась при совместном участии Прокуратуры, МВД, адвокатуры, нотариата, судов под непосредственным контролем советских и партийных органов. Министерство юстиции ЧАССР инициировало в 1972 году создание координационно-методического совета по правовой пропаганде. Спустя семь лет при Минюсте ЧАССР был создан и методический совет по правовой работе в народном хозяйстве.

 

В 70-е годы в ЧАССР помимо Министерства юстиции действовали Верховный суд, 25 районных и городских народных судов, 15 государственных нотариальных контор.

 

Министерство юстиции ЧАССР в 80-е годы

В 80-е годы Министерство юстиции ЧАССР особое внимание уделяло вопросам проверки и оказания помощи народным судам по организации работы, разрешении жалоб и заявлений, исполнению судебных решений и профилактики правонарушений. Работа Минюста строилась совместно с правоохранительными и партийными органами, государственными и общественными организациями. Специалисты Минюста проводили семинары для работников судов, тем самым, оказывая конкретную помощь особенно молодым народным судьям в повышении профессионального мастерства. В министерстве вошло в практику принимать зачеты у народных судей на проверку знаний действующего законодательства, а также по отдельным вопросам применения статей законов и кодексов, в применении которых служители Фемиды больше всего допускали судебные ошибки. Министерство юстиции совместно с Верховным судом ежеквартально анализировали кассационную и надзорную практику по уголовным и гражданским делам, изучали причины изменений приговоров и решений судей. Поэтому нет ничего удивительно в том, что сегодня многие сотрудники Минюста работают в Верховном суде ЧР, в том числе бывшие министры: Леонид Алексеевич Жарков, Николай Васильевич Яковлев.

 

Министерство юстиции ЧР в 90-е годы

В 90-е годы Министерство юстиции ЧР было частью Министерства юстиции РФ - органа исполнительной власти, возглавляющего единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции России. В 1995 году Министерство юстиции Чувашской Республики возглавила Садикова Дина Николаевна. Ее назначение совпало с последовательным наделением министерства новыми полномочиями.

 

В 1997 году при Минюсте РФ была образована Служба судебных приставов. Вскоре такое структурное подразделение появилось и в Чувашии.

 

История службы судебных приставов Министерства юстиции ЧР начала свой отсчет с 5 января 1998 года. Первым главным судебным приставом ЧР стал  Карпов Вячеслав Алексеевич. В республике было создано 22 районных и 3 городских подразделения: Московское, Ленинское и Калининское. Штат службы составлял примерно 330 человек. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы делятся на исполнителей, непосредственно исполняющих судебные акты и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) и безопасности судебного процесса.

 

Рождение и становление службы проходило нелегко. В некоторых подразделениях исполнительное производство на период начала формирования службы находилось на низком уровне. К примеру, остаток неисполненных производств доходил до 50% от всего объема находившихся на исполнении документов. На результатах деятельности и темпах развития сказывались дефицит квалифицированных кадров, отсутствие помещений и материально-технического оснащения, несовершенство нового законодательства об исполнительном производстве. Но, несмотря на трудности и противоречия, служба развивалась динамично.

3 октября 2002 года главным судебным приставом ЧР стал Игорь Юрьевич Корсаков.

 

Перед службой постоянно ставились новые задачи. Так, с января 2000 года на нее возложили обязанность взыскивать по решению налоговых органов задолженности по налогам и сборам в бюджеты разных уровней. С принятием новых кодексов – об административных правонарушениях и уголовно-процессуального – службу наделили функциями дознания, тем самым уполномочив приставов проводить расследования по 5 статьям УПК. Кроме того, им предоставили право составлять протоколы по фактам административных правонарушений, предусмотренных 11 статьями КоАП.

 

31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а уже 4 февраля Кабинет Министров Чувашской Республики издал постановление о создании на территории республики учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Регистрационной палаты Чувашской Республики. Свои двери Регпалата распахнула 1 июня 1998 года. Это было 22 по счету учреждение юстиции по регистрации прав недвижимости в Российской Федерации. Первым главным государственным регистратором прав Чувашии была назначена Бондареева Марина Александровна. Сменила ее на этом ответственном посту Прокопьева Надежда Викторовна, которая руководила Регпалатой на протяжении 6 лет. 

 

С момента образования Регпалаты ЧР основными ее задачами являлись: государственная регистрация прав на недвижимое имущество и иных вещных прав на него, создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также организация его бессрочного хранения, предоставление информации о зарегистрированных правах.

 

За 6,5 лет Регпалатой совершено 113 тысяч регистрационных действий, предоставлено чуть менее 125 тысяч информаций о зарегистрированных правах из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

 

С 2005 года по постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2004г. «О реорганизации учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Регистрационная палата Чувашской Республики» Регпалата ЧР ликвидирована как юридическое лицо и вошла в состав Управления Федеральной регистрационной службы по ЧР.

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике

2 августа 1999 года Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ о «Вопросах Министерства юстиции Российской Федерации» и Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. В этой связи 7 августа 2000 года Министерство юстиции Чувашской Республики преобразовано в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике. Оно стало территориальным органом Министерства юстиции РФ, тем самым утратив двойное подчинение. Начальником Управления была назначена бывший министр юстиции ЧР – Садикова Дина Николаевна.

 

Основными функциями Управления стали:

- участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти;

- ведение федерального регистра нормативных правовых актов;

- организация работы по исполнению решений судов и иных органов, исполнение которых возложены на службу судебных приставов;

- обеспечение установленного порядка деятельности судов;

- выдача лицензии на право нотариальной деятельности;

- проставление апостиля на официальных документах, предназначенных для использования за границей;

- ведение реестра адвокатов и нотариусов Чувашской Республики;

- регистрация религиозных, общественных и политических объединений и контроль за их деятельностью;

- осуществление полномочий в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

11 июня 2000 года Минюст России подписал приказ «О первоочередных мерах по активизации работы Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению единства правового пространства». Территориальным органам юстиции было предписано создать подразделения по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ, организовать их государственный учет в электронном и бумажном виде и принимать все меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства.

 

В 2000 году в связи с укреплением единства правового пространства в стране на органы Министерства юстиции РФ возложили важную и ответственную задачу – экспертизу нормативно-правовых актов субъектов РФ и ведение Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ. В Управлении Минюста РФ по ЧР отдел юридической экспертизы нормативных правовых актов был создан в августе 2000 года. Через три месяца он стал называться отделом Федерального регистра и экспертизы нормативных правовых актов, а спустя год – отделом по обеспечению конституционной законности и единства правового пространства, систематизации и учета нормативных правовых актов.

 

В 2002 году вступил в силу Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В новом законе роль контролирующих функций за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих отведена Министерству юстиции России. В нашей республике обязанности органа были возложены на территориальный орган юстиции - Управление Минюста России по Чувашии, которое к осуществлению своих обязанностей приступило в марте 2003 году.

 

В 2004 году структура Управления Минюста РФ по ЧР состояла из следующих отделов:

- государственной службы и организационно-кадровой работы;

- централизованной бухгалтерии;

- судебно-правовой защиты, информационно-аналитического и методического обеспечения деятельности Управления;

- по обеспечению конституционной законности и единства правового пространства, систематизации и учета нормативных правовых актов;

- регистрации юридических лиц и правового контроля;

- общего;

- собственной безопасности.

 

Служба судебных приставов:

- отдел организации работы судебных приставов по ОУПДС;

- отдел организации исполнительного производства;

- отдел дознания;

- группа розыска;

- группа реализации арестованного имущества;

- дежурная часть;

- межрайонное подразделение по исполнению решений Арбитражного суда ЧР;

- 25 районных подразделений.

 

Управление Федеральной регистрационной службы по ЧР

С января 2005 года, в рамках проводимой административной реформы, при Министерстве юстиции были образованы три самостоятельные Федеральные службы: регистрационная, судебных приставов и исполнения наказаний и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

 

Управление Минюста России по Чувашской Республике реорганизовалось в результате разделения на территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике и территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике. Реорганизации предшествовал ряд Указов Президента РФ: от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13 октября 2004 года «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», «Вопросы Федеральной регистрационной службы», «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», а также приказ министра юстиции РФ от 22 ноября 2004 года «О реорганизации территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации».

 

Помимо обязанностей, ранее возложенных на Управление Минюста России по Чувашской Республике и перешедших к правопреемнику (это регистрация общественных и религиозных объединений, отделений политических партий, проставление апостилей, контроль и надзор за нотариатом и адвокатурой, работа с арбитражными управляющими) Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике стало осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные полномочия перешли от Учреждения юстиции - Регистрационной палаты Чувашской Республики, присоединившейся к вновь образованной федеральной службе.

 

Территориальные органы Министерства юстиции Российской федерации сохранились в Федеральных округах. Работа в сфере законодательства, формирования и ведения Федерального регистра с 1 марта 2005 года была возложена на отдел законодательства субъектов РФ и ведения Федерального регистра по Чувашской Республике, подчинявшийся напрямую Главному управлению Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу, расположенному в г. Нижний Новгород.

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации

по Чувашской Республике

В 2008 году проводимая в России административная реформа вновь коснулась деятельности Министерства юстиции России и Федеральной регистрационной службы в частности. В соответствии с Указом Президента России от 12.05.2008. №724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и с Указом Президента России от 14.07.2008 №1079 "О внесении изменений в Указ Президента России от 13.10.2004 №1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившим силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Росрегистрация перешла в подчинение Министерства экономического развития. Находясь в подчинении Министерства экономического развития, территориальные органы Федеральной регистрационной службы по-прежнему осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, контролируют деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Осуществляемые ранее полномочия по государственной регистрации общественных и религиозных объединений, отделений политических партий, иных некоммерческих организаций, проставление апостиля, контроль и надзор за нотариатом и адвокатурой вновь переданы в ведение Министерства юстиции России и его территориальных органов.

 

1 сентября 2008 года на территории Чувашской Республики создано Управление Министерства юстиции по Чувашской Республике. Управление создано в результате преобразования Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике и реорганизации Управления Министерства юстиции по Приволжскому Федеральному округу.

 

Возглавила Управление Прокопьева Надежда Викторовна, занимавшая ранее должность руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике.

 

От территориального органа Росрегистрации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике перешли функции:

•          по осуществлению деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций  и контроля за их деятельностью;

•          по осуществлению контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния;

•          по проставлению апостиля.

 

От Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике  перешли функции:

•          по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

•          по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований;

•       по осуществлению в установленном порядке реализацию прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и материалов по ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния.

 

Ранее непосредственным исполнителем этой работы выступал отдел законодательства субъектов РФ и ведения Федерального регистра по Чувашской Республике, подчинявшийся Главному управлению Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу.

 

В отношении территориальных органов Министерства юстиции по федеральным округам Министерством юстиции России был издан приказ «О реорганизации территориальных органов Министерства» от 27 ноября 2008 г. №276. Этот приказ издан в целях оптимизации деятельности территориальных органов, создания более гибкой, эффективной и мобильной системы управления и координации работы.

 

В результате реорганизации Управления Министерства юстиции по федеральным округам присоединились к соответствующим управлениям Министерства юстиции России по субъектам Российской Федерации.

 

В Управлении Министерства юстиции Российской Федерации  по Чувашской Республике действуют следующие структурные подразделения:

 - отдел по обеспечению единства правового пространства и вопросам правовой помощи;

 - отдел по делам некоммерческих организаций;

 - отдел по обеспечению деятельности Управления.

Выполнение возложенных на Управление задач обеспечивают 32 государственных гражданских служащих.

 

 

05 июня 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).